Социальные франшизы
Что такое социальные франшизы
Термин «социальный франчайзинг» применим к любой деятельности, направленной на удовлетворение социальных потребностей, где существует независимая координирующая сеть, которая поддерживает членов сети. В России это частично представлено в классической модели франчайзинга, частично в модели распространения знании и технологии по лицензиям и стандартам, с условиями передачи бренда.
Работая сфокусированно с социальными предпринимателями, мы выбрали свой сегмент в этом широком явлении. Любой бизнес социален - ведь он трудоустраивает сотрудников, платит налоги. Социальные предприниматели используют бизнес-подход для решения социальной задачи.
Социальный франчайзинг – это применение принципов коммерческого франчайзинга для масштабирования достигаемых позитивных социальных/экологических изменений и расширения аудитории воздействия, а не только увеличения прибыли.
В Банке социальных франшиз собраны бизнесы, ведущие деятельность по решению общественно-значимых задач. Учитывая опыт взаимодействия с десятками тысяч проектов в области социального предпринимательства, мы выделили следующие направления деятельности.

Направления деятельности:

Если вид деятельности не совпадает с вышеперечисленными, то проверяется наличие следующих артефактов у организации:

1. Наличие социальной миссии.
Миссия – это первый шаг в снижении неопределённости представлений об организации у сотрудников, клиентов и иных заинтересованных сторон. Миссия помогает понять, что мы делаем, а от чего отказываемся. Поэтому миссию можно назвать одним из важнейших инструментов стратегического управления, так как она является идеологическим и нравственным ориентиром для принятия бизнес-решений и долгосрочного планирования. Также она служит отличным способом выделить свою фирму среди конкурентов, позиционировать себя как СП.

При маркировании как социальная франшиза у проектов, виды деятельности которых не указаны в видах деятельности социальных франшиз (см.выше), учитывается наличие опубликованной миссии компании с социальным компонентом (из которой читается разделяемая большинством людей социальная проблематика и как её решает компания, облегчая или устраняя несправедливость мира в отношении определённой группы).

2. Описание эффектов.
Социальный эффект - это изменение, достигаемое у группы в результате деятельности проекта. Социальный эффект всегда существует для кого-то, поэтому в структуре анкеты должны быть два вопроса:
  • Для кого достигаются социальные эффекты? Указываются целевые группы и иные заинтересованные стороны.
  • Какие планируются к достижению социальные эффекты в течение 3-х лет?

Это изменения в головах (знания, умения, навыки, отношение к чему-либо) / поведении (новая регулярная деятельность) / жизни (качественные характеристики отличающиеся в зависимости от группы к группе - доход, здоровье, новая роль в сообществе и др.). Из описания которых видна динамика изменения (плохой пример, потому что абстрактно и не понятна динамика - «меняется качество жизни», хороший пример - «выпускники программы трудоустроены, 50% из них за год увеличивают свой доход не менее чем на 10%»).

3. Публичные социальные результаты.
На регулярной основе компания публикует свои социальные результаты в СМИ / социальных сетях / на сайте организации. Это может быть как отчёт о социальных результатах (название может отличаться), либо публикации в СМИ, где эти результаты видны.
Форма для вопросов и предложений
Оставляя заявку, вы даете свое согласие на обработку персональных данных *